БетаЛаборатория - внеочередной IT-блог

Записки обычного программиста

 

Регистрируем ИП или первый шаг к своему делу

Помимо программирования, я планирую писать в блоге и о юридических аспектах своей жизни, поскольку они составляют немалую ее часть. Писать я буду стараться максимально просто, именно в ключе практического применения. Собственно, одна первая статья из этой серии у меня уже есть - это кратенький рассказ-жалоба на "Ваше право". Я думаю, про то, как вести себя с такого рода "посетителями", я напишу дополнительно. Сейчас же я хочу поделиться опытом регистрации себя в качестве Индивидуального Предпринимателя. Зачем это нужно? Ну, во-первых, это упрощает взаимодействие с некоторыми клиентами, поскольку при наличии ИП мы можем заключать договора Юрлицо-Юрлицо, а к таким договорам у многих клиентов больше доверия. Во-вторых, это вообще легализует деятельность в качестве оутсорсера. Конечно, можно фрилансить и без всяких ИП, однако, при постоянном извлечении прибыли от оказания услуг, налоговая может трактовать это как незаконное предпринимательство, даже если вы ежегодно подаете декларацию о доходах.
Строго говоря, решение об открытии ИП - это вопрос сугубо личный, и как-то склонять к этому я не собираюсь, тем более, что переход к официальному предпринимательству накладывает ряд дополнительных обязательств. Поэтому я буду писать не о том, зачем, а о том как это делается.
Вообще, налоговая история человека начинается с получения им Индивидуального Номера Налогоплательщика - ИНН. Вполне вероятно, что у вас такого документа как раз и нету. В принципе, начать регистрацию можно и без него, но в процессе все равно придется получать. Поэтому я рекомендую, для тех кто пока не встал на учет в налоговом органе, сделать это, как говориться, в первую голову. Благо, процедура совсем простая и безболезненная. Для начала вам надо узнать, где располагается ваше районное отделение налоговой. Лучше всего воспользоваться формой на официальном сайте налоговой - http://service.nalog.ru:8080/addrno.do.
ПРЕДУПРЕЖДАЮ. Форма может глючить. Во всяком случае, в Firefox3.5@Ubuntu глючит - после второго шага (выбор региона) сразу выводит реквизиты центрального отделения по всему региону, без уточнения адреса. Побороть глюк можно, нажав кнопку "назад", а потом сразу "дальше", хотя в других браузерах, возможно, и нет глюков или есть, но другие. В любом случае, поборов эту форму, вы получите адреса или телефоны, которые нам нужны и для получения ИНН, и для подачи документов на регистрацию.
ИНН делается за один день - пришли, отдали паспорт, подождали, получили - так что это самая простая из предстоящих нам операций.
Итак, после получения ИНН можно смело приступать непосредственно к подготовке нашего основного визита в налоговую. Первое, что нам предстоит, так это заполнить заявление по форме p21001. Вот бланк самого заявления, и вот Образец заполнения. На последнем листе необходимо указать список видов деятельности, которыми вы собираетесь заниматься - так называемые коды ОКВЭД. Найти справочник в сети не проблема, но лично мне понравился больше всего getokved.ru. Все, что касается околокомпьютерной деятельности, описывается в разделе 72:
  • 72.1 Консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники
  • 72.2 Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области
  • 72.3 Обработка данных
  • 72.4 Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов
  • 72.5 Техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники
  • 72.6 Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий
Более подробную расшифровку кодов можете найти все на том же сайте, конкретно тут.
Если вы обратили внимание, в заявлении на всех страницах в правом верхнем углу указывается номер листа. Но на листе с видами деятельности поле с номером пустое, и его нужно заполнить. Все дело в том, что на странице всего 10 полей для кодов, но закон никак не ограничивает вас в количестве видов деятельности. Следовательно, вы можете приложить к заявлению несколько таких листов, соответственно последовательно их нумеруя. Так же стоит обратить внимание, что основным видом деятельности будет считаться код, который указан первым. Если честно, я не знаю зачем вообще выделяется основной вид деятельности, но так или иначе, этот факт стоит учитывать - на всякий случай.
ВАЖНО! После заполнения всех кодов, не забудьте указать их количество на первой странице заявления.
Еще нам может пригодиться заявление о переходе на Упрощенную Систему Налогообложения - УСН. О том, что это такое и с чем его едят, я напишу отдельно, в ближайшее же время. Там же и выложу бланк заявления с образцом.
Кроме этих двух заявлений (или одного, если вы решите не переходить на УСН, что маловероятно), нам понадобится квитанция об оплате госпошлины в размере 400 рублей. Реквизиты для платежа вы можете узнать по телефону или в интернете. Правда, как это ни странно, на сайте налоговой я этих данных не нашел - у них вообще поиск периодически падает с ошибкой "#1040: Too many connections". Для всех москвичей реквизиты одинаковые, поскольку регистрацию всех ИП, ООО и прочих осуществляет ИФНС №46. Для удобства выкладываю Бланк квитанции и Образец заполнения квитанции, который заполнен реквизитами для москвичей.
ВНИМАНИЕ! Если вы будете использовать заполненную квитанцию, ОБЯЗАТЕЛЬНО уточните и проверьте реквизиты платежа - они могут измениться в любой момент.
Итак, теперь можно печатать все наши документы и перемещаться в банк и к нотариусу - в произвольном порядке. Оплачивать квитанцию можно в любом банке, но лучше всего в Сбербанке, потому как в других может быть комиссия за оплату. Нотариус подойдет любой - от него нам требуется заверение нашей подписи на третьей странице нашего заявления.
КСТАТИ. Расписываться дома на третьей странице строго запрещается - это можно делать только в присутствии нотариуса, иначе не заверит. Вообще, лучше нигде в заявлении не расписываться - нотариус скажет, где и как подписаться.
Мне такое заверение обошлось в 500 рублей, хотя цифра эта у разных нотариусов может и отличаться. Я особо не парился, и просто сходил к ближайшему.
Кстати, где-то в процессе всех этих кувырканий, нам надо сделать копию ИНН и паспорта. Из паспорта нам надо два разворота - с основными паспортными данными и с пропиской.
КСТАТИ. Копию паспорта лучше делать на одном листе, иначе придется сшивать два листа, заклеивать с обратной стороны место скрепления бумажкой, расписываться на ней так, чтобы часть росписи попадала на бумажку, а часть на основной лист и писать "Прошито и пронумеровано 2 листа". В заявлении за вас это сделает нотариус, а тут придется возиться самостоятельно. Так что уж лучше постараться и сделать оба разворота паспорта на одной бумажке. Лично я просто отсканировал, склеил в GIMP и распечатал.
Теперь мы имеем полный комплект документов, необходимых для превращения из Человека Разумного в Человека Предприимчивого - паспорт, копию паспорта, копию ИНН, заявление о регистрации, заявление о переходе на УСН (ежели собираемся переходить) и оплаченную квитанцию. Осталось передать эти документы уполномоченным органам и ждать 5 рабочих дней. На самом деле, в законе написано не более пяти рабочих дней, однако, согласно какому-то там письму "О не сокращении сроков", налоговая использует отпущенный срок полностью, якобы для уменьшения количества ошибок при оформлении.
Подача документов в Москве происходит следующим образом. Первым делом необходимо прибыть по адресу: Москва, Походный проезд, владение 3, корп.1. Как проехать - описывать не буду, думаю, все мы умеем пользоваться гугл-яндекс-картами. По прибытии нам необходимо отыскать корпус 1, подъезд 3. Это уже сложнее, поэтому прилагаю схему «ИФНС №46» на Яндекс.Картах.
Нам нужен зал №4 - это который направо (налево зал №3, который нам пригодится позже). В четвертом зале располагаются веселенькие терминалы регистрации в электронной очереди. Если возле них вдруг не обнаруживается приветливый юноша или знойная барышня, придется самостоятельно отыскать кнопку D. Автомат плюнет в нас чеком с циферками DХХХ, вместе с которым мы уютно располагаемся на любезно предоставленных стоячих местах. Сидячие, в принципе, тоже присутствуют, но сомневаюсь, что кто-то нам уступит. Разнообразить томительную очередь можно, наблюдая за движениям электронной очереди, красочно  - в двух цветах - иллюстрируемую на множестве табло. Как только очередь соизволит дойти до нас, внимательно запоминаем номер окошка и торопимся в зал №3. Там, отыскав нужный номер, мы встретим ясную приветливую мину... Нежно улыбаемся в ответ и передаем паспорт, чек с номером и пакет документов в руки ответственного работника.
КСТАТИ. Перед тем как проникать в зал №3, лучше выключить свой мобильный телефон - по правилам в залах ИФНС разговаривать по телефону нельзя. Да и опасно: охранники в третьем зале зверские - ругаются и хамят.
Пару минут спустя нам вернут паспорт, заставят подписать расписку о вручении, подарят копию этой расписки и, одарив лучезарной улыбкой, отпустят с миром. Теперь можно заглянуть в туалет, перекусить в столовой и отчаливать в родные пенаты. Впереди нас ожидает пять дней релаксации.

После дождичка в четверг.

По истечении отпущенного налоговикам срока в размере пяти рабочих дней, нам необходимо совершить еще один набег на их логово. Лично я прибыл на место дислокации примерно в 14:30, снова получил плевок от агрегата (на этот раз при нажатии кнопочки M). Номер тут же появился на табло и я проследовал к нужному окну. Индифферентный молодой человек просмотрел мой паспорт, забрал расписку и, взяв три подписи в каком-то акте, выдал мне мои документы - Свидетельство, выписку из ЕГРИП и уведомление о постановке на учет. Вот и все - в общей сложности я пробыл в налоговой три минуты одиннадцать секунд. Вышел я уже преобразившийся в Человека Предприимчивого.
 
Как видите, процедура достаточно проста и не очень обременительна. Правда, если вы переходите на УСН, еще надо будет появиться в районной налоговой, чтобы получить еще одно уведомление о постановке на учет по упрощенке. Но это придется делать не сразу - по закону налоговая может делать это уведомление в течение месяца. Так что, прежде чем ехать, обязательно позвоните и уточните состояние дел. Еще нам предстоит побывать в пенсионном, открыть счет в банке и начать вести деятельность. И, конечно, бухгалтерия, куда без нее. Обо всем этом я обязательно напишу... постепенно =)
pyhoster, 27/12/2009 22:41

Обратите внимание так же на темы:

Комментарии

Nat(Гость)

Спасибо за подробную информацию!

pyhoster

Не за что. Очень надеюсь, что она вам поможет. Если что, обращайтесь - помогу чем смогу, как говориться.

НАДЕЖДА(Гость)

ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ОЧЕНЬ ПОДРОБНУЮ ИНФОРМАЦИЮ! ЗАВТРА ПОЙДУ СДАВАТЬ.

pyhoster

Не за что, желаю удачи =)

НАДЕЖДА(Гость)

Спасибо за ответ! Вопрос: заявление на упрощенку надо сшивать с основным пакетом документов?

pyhoster

Нет, упрощенка идет отдельным бланком, поскольку она не является частью формы.

НАДЕЖДА(Гость)

Все сдала с первого раза! Спасибо за подробную информацию. Бланк упрощенки изменился, без проблем можно взять в 46. На заметку: ИП можно регистрировать в Налоговой по месту прописки.Нотариусы звери за заверение взяли 1200.

  • Как пользователь
  • Без регистрации
  • OpenID
Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Введите код указаный на картинке:  

OpenID is not supported at this moment =(

Авторизация

Логин:

Пароль:


Регистрация | Забыли пароль?


Последние записи


Promo

Follow pyhoster on Twitter Subscribe

Реклама

A Django project.